Химизм процесса каталитического риформинга
Риформинг – процесс переработки лёгких и тяжёлых прямогонных бензиновых фракций с целью получения бензинов, обладающих высоким октановым числом, и углеводородов ароматического ряда. В настоящее время каталитический риформинг является превалирующим, в сравнении с другими, промышленным процессом в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях по всему миру и позволяет получать не только высокооктановый бензин и ароматические соединения, но и обеспечивает другие нефтехимические промышленные процессы водородосодержащим газом
Назначение, технологические основы процесса риформинга
Каталитический риформинг - современный, широко применяемый процесс для производства высокооктановых бензинов из низкооктановых.
Риформинг при более низких давлениях в системе и в сочетании с экстрактивной перегонкой или экстракцией растворителями позволяет получать ароматические углеводороды (бензол, толуол, ксилолы и высшие), используемые в нефтехимической промышленности. Промышленные процессы каталитического риформинга, при которых выходы риформата достигают 73–90%, основаны на контактировании сырья с активным катализатором, обычно содержащим платину.
Основной процесс каталитического риформинга - это реакция дегидрогенизации.
Реакция дегидрогенизации является наиболее важной при каталитическом риформинге бензина по следующим двум причинам. Во-первых, дегидрогенизация нафтеновых углеводородов в ароматические - основная реакция, сопровождающаяся повышением октанового числа продуктов реакции. Во-вторых, дегидрогенизация парафиновых и циклопарафиновых углеводородов сопровождается образованием соответствующих олефиновых углеводородов, активных промежуточных соединений последующих реакций изомеризации, циклизации и катализируемых кислотами реакций гидрокрекинга. Процесс ведут при 500–600 градусах.
Данный процесс используется в химической практике уже давно. Проводятся реакция, как правило, при давлении, близком к атмосферному. Однако при этих условиях возрастает скорость коксообразования на поверхности катализатора. Работа в режиме повышенного давления и рециркуляции водорода позволяет снизить интенсивность образования углистых отложений. Протекает ренакция очень медленн, но ускорять ее повышением температуры нельзя из-за развития побочных реакций углеводородов других групп.
Используются в ряде технологии, процессов нефтепереработки: получение непредельных углеводородов и ароматизации и др. Дегидрогенизация применяется для получения изобутилена из бутана и изобутана. С термодинамической точки зрения являются менее вероятными, чем остальные реакций.
Основными параметрами, влияющими на процесс каталитического риформинга, являются: температура в зоне реакции, давление в системе, объемная скорость и отношение водород/сырье.
Повышение температуры благоприятствует протеканию реакции ароматизации и гидрокрекинга. Но одновременно за счет усиления реакции гидрокрекинга усиливается коксование катализатора и снижение его активности.
Понижение давления способствует протеканию реакций ароматизации и подавляет реакции гидрокрекинга. Нижний предел давления определяется опасностью закоксовывания катализатора вследствие уменьшения парциального давления водорода.
Отношение водород/сырье также влияет на закоксовывание катализатора: при его уменьшении возрастает коксоотложение.
Уменьшение объемной скорости (отношение объема сырья к объему катализатора) ниже оптимальной приводит к усилению реакций гидрокрекинга, так как эти реакции протекают медленнее других.